Как развить языковую догадку?




При подготовке к ЕГЭ полезно выполнять не только экзаменационные задания, но и разнообразные упражнения, развивающие навыки и умения, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ, в частности, развивающие.

Языковая догадка - это способность раскрыть значение незнакомого слова  или словосочетания через контекст, она строится на использовании знаний  в области словообразования, сочетаемости слов, умении понять уже известные многозначные слова в новых значениях, на знании интернациональных слов родного и изучаемого языков. Таким образом языковая догадка представляет собой навык самостоятельной семантизации слов, и этот навык вполне можно сформировать и развить.

Языковая догадка очень важна в реальной коммуникации во многих ситуациях. Даже в родном языке мы знаем далеко не все слова, которые читаем и слышим, но в родном языке нам легче проявить языковую догадку. Надо научиться догадываться о значении незнакомых слов и читая текст на иностранном языке.

Прочитайте любой текст из раздела «Чтение». Подчеркните незнакомые слова и попробуйте догадаться об их значении. Для этого проанализируйте контекст, в котором они звучат, определите, к какой части речи они относятся и что они могут значить. Например, так:

  •     новое для вас слово - глагол - имеет общий смысл движения, что-то вроде бежит, летит, спешит;
  •     новое для вас слово - прилагательное - описывает внешний вид человека.

Проверьте свои догадки по словарю. Попробуйте поработать так и вы увидите, что с каждым разом это будет удаваться все лучше и лучше.

Прослушайте любую аудиозапись из раздела «Аудирование» для общего знакомства с текстом, прослушайте ее второй раз - с особым вниманием к незнакомым словам. При третьем прослушивании делайте в тетради заметки: новое для вас слово - часть речи - общий смысл, как в предыдущем упражнении. Откройте текст для аудирования, найдите в нем эти слова и проверьте свои догадки по словарю.

Когда вы достигаете уровня свободного владения языком, это не означает, что вам больше не приходится догадываться о значении услышанного или увиденного. Совсем наоборот, ваш багаж языковых знаний становится достаточным для того, чтобы догадка происходила спонтанно и незаметно для вас, создавая иллюзию отчетливого и полноценного понимания воспринимаемой информации. Ваш мозг автоматически достраивает недостающие куски и предоставляет необходимо достаточный для вас смысл слов и выражений. Это можно заметить, например, когда вы что-то не расслышали, но спустя некоторое время сказанное проясняется – ваш мозг нашел, на что это похоже, и предоставил имеющуюся у него копию. Иногда мозг ошибается, и вы отчетливо слышите совсем не то, что человек произнес. Также, вы, например, очень часто воспринимаете информацию, которая вам понятна, но если спросить у вас, что именно это означает, вы обнаружите, что не можете ответить на этот вопрос. У вас есть некоторая догадка, к какой области это может относиться, но так как это не является для вас чем-то жизненно важным, вы удовлетворяетесь догадкой, принимая ее за достаточное для вас знание.

При изучении языка не нужно бояться применять догадку и предположения о значении каких-либо слов и выражений. Останавливайтесь на минимально-допустимой для вас детализации. Не старайтесь докопаться до сути того, что вам не нужно – это будет вас сильно тормозить на пути к свободному владению языком. Зачем вам знать, например, что именно означают названия сотен растений и животных? В большинстве случаев достаточно знать, что слово означает какое-то растение или какое-то животное. Чем сильнее вы будете при изучении языка использовать догадку и полагаться на интуицию, тем быстрее и успешнее вы будете его изучать.