Секреты успешного изучения языка



Если Вы свято верите в то, что иностранным языком можно овладеть за 7, 14, 30 дней; если Вы искренне полагаете, что существуют «уникальные методики»; если Вы убеждены, что есть некий «секрет» изучения и, наконец, если Вы считаете, что иностранному языку можно научить, то Вы никогда не овладеете иностранным языком.

Вообще, в изучении иностранного языка существует довольно много «если». Конечно, если Вам достаточно «туристического набора»: Меня зовут…; Как Вас зовут? Как пройти? Официант, счёт, плиз! — то в таком объёме иностранный язык можно «выучить» и за 3 дня. Можно достаточно свободно заговорить на иностранном языке и через 30 дней, если Вы отлично владеете, по крайней мере, одним близкородственным. Известен случай с советским журналистом-международником Анатолием Овсянниковым, у которого была ночь для того, чтобы овладеть румынским языком и наутро взять интервью у Николае Чаушеску. Овсянников справился с задачей, ведь он прекрасно знал итальянский — язык одной группы с румынским. Кстати, Чаушеску принял его за молдаванина.

Сроки изучения иностранного языка — вещь сугубо индивидуальная. Они зависят от Ваших личностных качеств: трудолюбия, усидчивости, организованности, собранности и т.д. Причём в последнюю очередь я бы упомянул, так называемую «способность к языкам», потому что людей неспособных к языкам нет. Объяснение простое — поскольку человек говорит на родном языке, то и иностранным ему овладеть вполне под силу. Другой вопрос зачем и в какой степени. И ещё по поводу сроков. Сравните, родным языком человек овладевает за 5-6 лет. После чего уходят годы на то, чтобы выучить грамматику, орфографию, пунктуацию. У многих, что греха таить, годы уходят на то, чтобы всего этого НЕ выучить.

Со сроками, вроде бы, понятно, а как обстоит дело с «уникальными методиками»? Каждая методика по-своему уникальна, потому что разрабатывается под конкретную цель, конкретным автором. Например, известна методика Милошевича, направленная на умение специалиста свободно читать и понимать литературу в своей области. При этом не предполагается, что человек будет говорить и понимать устную речь, поэтому упор делается на практическое овладение грамматикой. А методика Китайгородской является в какой-то мере противоположностью методики Милошевича: её цель в краткие сроки «ввести» человека в язык, дать ему навыки, прежде всего, устного общения, где изучение грамматики играет вспомогательную роль. К сожалению, многие методики ориентированы на то, чтобы «сорвать бабла с лохов». Будьте осторожны! При выборе методики убедитесь, что она отвечает Вашим целям изучения иностранного языка.

А теперь я Вам открою тайну. Методик существует сотни, но все они основываются на двух подходах к изучению языка. Первый подход — от грамматики. Второй — от речи. В первом случае человек сначала изучает грамматику, а потом овладевает речью. Во втором случае — наоборот. Ну, это в общих чертах. Каждый из двух подходов имеет свои достоинства и недостатки. Человеку, который хочет выучить иностранный язык, надо просто определить, какой подход ему ближе. В конце концов, оба пути приведут к желаемому результату — владению иностранным языком.

Чаще всего методики являются комбинацией этих двух подходов с упором на какую-то свою «фишку» или «секрет». Порой авторы методики думают, что это «фишка» и убеждают в этом людей несведущих, когда на самом деле никакой «фишки» нет, а есть «портной» голого короля, её придумавший. Хотя, извините, есть один секрет успешного изучения иностранного языка. Он заключается в трудолюбии и терпении. Вот так. Больше секретов нет.

И в заключение. Большинство желающих овладеть иностранным языком почему-то уверены, что их обязательно научат этому языку, потому что «за всё уплочено». Это есть великое заблуждение! Иностранный язык нельзя купить, как учебник в магазине. Иностранный язык можно выучить исключительно, ЕСЛИ приложить максим усилий, максимум труда. Среди всех прочих «если», это «если» самое главное. При соблюдении этого «если» вы обязательно овладеете любым иностранным языком. Это и есть главный секрет успешного изучения языка.