Старая добрая Англия

(по воспоминаниям путешественников)

Информацией о Лондоне и его достопримечательностях полны всевозможные туристические буклеты и проспекты. А те, кто учил английский в школе, с младых ногтей наслышаны о его красоте и имперском величии. Поэтому мне хотелось не просто съездить на Британские острова. Я задумала совершить «сентиментальное путешествие» по старой доброй Англии, проехав с востока на север, с севера на запад, побывать на родине Шекспира, останавливаясь в типичных английских гостиницах В&В (Bed and Breakfast - постель и завтрак). Когда я пришла в туристическое агентство и одним духом выпалила свои идеи про замки, английские парки и зеленые поля с пасущимися овцами, оказалось, что все это вполне осуществимо. «Хотите лирическое путешествие? Сделаем в лучшем виде!» - ответили мне в агентстве. И вот мы с сыном Глебом пакуем чемоданы. Вернее, не чемоданы, а два небольших рюкзака - согласитесь, перемещаться из города в город с неподъемным багажом, по меньшей мере, глупо.

Путешествие мое действительно было «сделано в лучшем виде». Я ночевала в уютных старинных гостиницах, откушивала типичный английский завтрак, осматривала средневековые замки и храмы, фотографировала сады, парки и зеленые лужайки с овцами. Мой сын, казавшийся мне в Москве не слишком усидчивым и любознательным, покорно топал за мной по Англии, проглотив язык от восторга и впечатлений.

Колчестер

Он немыслимо уютный. Как с картинки улочки, домики, стриженые кусты и клумбы. Основная достопримечательность - старый замок, построенный на руинах римского дворца. Музей - внутри, где имитируются сценки из жизни норманнов и саксов, моменты битвы за замок, выставлены предметы быта того времени. Пока сын в прямом смысле рядился в тогу римского оратора или засовывал голову в ошейник для рабов, я наблюдала за местными жителями, которые в выходной день пришли в любимый музей еще раз убедиться в величии истории своего народа. Они внимательнейшим образом осматривали экспонаты и наслаждались фильмами об освобождении города от римлян (для этого в музее в нескольких местах встроены специальные экраны).

После экскурсии мы отправились в местный центр отдыха, где есть все 24 удовольствия, а главное - бассейн и аквапарк. Вернулись в нашу крошечную гостиницу «Красный Лев» и тут же плюхнулись отдыхать на плюшевые кресла - завтра с раннего утра снова в путь.

Ипсвич

Еще один городок, каких много в Англии, - тишина, зелень, уют. Народ на улицах, с моей точки зрения, ничем не отличается от нас, россиян. Тот же полный разнобой вкусов и стилей в одежде, многообразие лиц и фигур. К своему удивлению, я обнаружила, что англичанки вовсе не так худы и чопорны, а напротив - упитанны и веселы. Здешние мужчины весьма галантны и не упустят случая пофлиртовать и отпустить в ваш адрес пару комплиментов. Причем все без исключения - от таксистов до полицейских.

Правда, мстительные французы говорят, что заигрывающие с девушками англичане на самом деле ничего не имеют в виду, просто хорохорятся...

Очарование английской провинции, конечно, не только в ее «зелености» и уюте, а прежде всего в жителях, на редкость гостеприимных и дружелюбных.

Например, хозяйка какого-нибудь магазинчика, обращаясь к вам, обязательно добавит слово dear: «Извините, мы уже закрываем, дорогая», «Увы, у нас нет плаща такого цвета, дорогая»...

Кстати, о магазинах. В провинции все цены значительно ниже, чем в Лондоне, и, если вы задумали немного приодеться в Англии, делать это лучше в маленьких городках. К тому же знаменитые магазины типа Marks & Spenser или Dorothy Perkins есть в каждом из них.

Мне Ипсвич запомнился еще тем, что здесь действует Лингвистический центр, принимающий русских детей. Я подумываю, не отправить ли мне в будущем году туда своего сына, тем более что он себе и программу уже выбрал - English for Fun.

Побывать в Англии и не заглянуть в паб? Вечером пошли в ближайший. Правда, внутрь детей, как выяснилось, не пускают, поэтому нам вежливо предложили скоротать время за столиком у входа. Нас это вполне устроило - не накурено и вроде бы в пабе сидим.

Кембридж

«Давай съездим в Кембридж, подышим его научным воздухом», - предложила я Глебу. Согласие последовало незамедлительно. Мы побродили по улочкам города, посмотрели на студенческие общежития, запечатлелись у его колледжей. Почувствовали себя немного и абитуриентами, и профессорами. Очень приятное ощущение. Ну а величественная готика лишь добавила нам уверенности в своих собственных умственных способностях.

Обедали в маленьком ресторанчике у реки. И кто это сказал, что англичане а не умеют готовить? Блюда они подают вкуснейшие, и причем везде - от крошечных закусочных до шикарных ресторанов.

Йорк

Едем на север. От Ипсвича часа четыре на машине. Впрочем, английские дороги совсем не утомительны. Каждые полчаса встречаешь на пути services, где можно заправиться, перекусить чудесным образом в кафе «Маленький Шеф», купить все необходимое и отдохнуть. Север Англии несколько отличается от востока - более строгая архитектура, простор. Йорк поразил нас в самое сердце. Великолепные памятники старины типа Йоркского кафедрального собора, причудливые дома, остатки древних стен... А еще в Йорке находится знаменитый на всю страну Jorvik Viking Centre. Там можно в непонятно как движущемся вагончике - без рельсов, без руля, без ничего - совершить путешествие во времени, на тысячу лет назад. Поезд проезжает по древнему городу - мимо мастеровых, рыбаков - и даже заглядывает в дома, где у огня расположились их жители. При этом имитируются их разговоры, все звуки и запахи. Хотя, наверное, сын со мной не а согласится, на меня эти «оживленные» восковые фигуры произвели впечатление куда большее, чем экспонаты знаменитого Музея мадам Тюссо.

Вернувшись в гостиницу с твердым намерением отдохнуть и переварить увиденное, мы не усидели и под звон колоколов собора опять пошли гулять по вечернему древнему Йорку.

Стратфорд-он-Эйвон

Я считаю, что для человека, изучающего английский язык и интересующегося культурой этой страны, не побывать в Стратфорде - непростительное легкомыслие. От Йорка ехать на машине часа три, но мы легки на подъем. Вперед, к Шекспиру!

Хозяин В&В - пожилой джентльмен в ослепительно белой рубашке - строго предупреждает: «В доме не курите и не теряйте ключи». Узнав, что мы из России, почему-то добреет: «Вот здорово! Как там у вас дела?» Кстати, этот вопрос задавали мне все без исключения английские джентльмены, и каждый подразумевал под ним, видимо, что-то свое. «Хорошо дела!» - бойко отвечаю я и прошу утюг - по программе вечером мы идем в Королевский шекспировский театр смотреть пьесу As You Like It («Как вам это понравится») «в оригинале». Как выяснилось, зря я чистила перышки - в зале все сидели в куртках и плащах, а уж бриллиантами и подавно никто не позвякивал.

Перед спектаклем зашли в церковь Святой Троицы (Holy Trinity Church), где похоронен Шекспир. Там непонятно зачем купили портрет великого писателя 2х3 см (холст, масло). Впрочем, наверное, затем, чтобы не забыть, что побывали на могиле гения.

Спектакль Глеб высидел мужественно - увлеченная игра актеров смягчила труднодоступность шекспировского оригинального текста. Я же получила огромное удовольствие, хотя, конечно, скудость декораций и чрезмерный артистический пафос окончательно убедили меня в том, что москвичи избалованы гениальностью наших театральных режиссеров.

Наутро хозяин, очевидно, с нетерпением ожидавший наших восторгов по поводу увиденного, сначала все же спросил: «Кофе или чай сегодня?» И только потом осведомился о спектакле. Конечно, мы ублажили его национальную гордость, расхваливая представление на все лады. В итоге он нас вкусно накормил беконом и «сосиджем» и благословил на путь в Лондон.

Лондон

Наконец-то мы в столице. Город встретил нас ветром и дождем, но от этого его величия не убавилось. Как и положено порядочным туристам, мы посетили Музей мадам Тюссо, Трафальгарскую площадь, где Глеб оседлал-таки британского льва у колонны Нельсона, Вестминстерское аббатство, здание парламента.

Поглядели на знаменитый «уголок оратора» в Гайд-парке, где, стоя на ящиках, изрекали воззрения на жизнь такие разные англичане...

Но именно в Лондоне я окончательно поняла, что та великолепная Англия, которая останется в моем сердце на всю жизнь, - не здесь, не в столице. Она в тех милых городках и гостиницах, в гостеприимных и до смешного вежливых англичанах. Англия - это пожилой джентльмен в белой рубашке, хозяин В&В в Стратфорде, это зрительный зал в шекспировском театре. это посетители музея в Колчестере. И еще это мохнатые овцы на зеленых полях, защищающие свое королевство от всех невзгод.