Элективные курсы по английскому языку в школе



Актуальность электива


В последние годы обучение в старших классах школы претерпевает значительные  изменения, в частности, поворот в сторону предпрофильного и профильного образования. По этой причине и была поставлена задача создания элективных программ и курсов, которое является острой необходимостью современного этапа языкового образования. Многие ученики, их родители и учителя уже знакомы в той или иной степени с такими профильно-ориентированными курсами, которых становится всё больше в наших школах. Курсы могут быть рассчитаны на полгода, год, два года обучения, на одно-два занятия в неделю. Таким образом, количество часов может варьироваться (например, 18, 36, 72, 144 часа). Давайте подробнее рассмотрим основные черты элективных курсов по иностранному языку, как они выглядят, какие задачи решают, на какой учебный материал опираются.


Виды элективных курсов

 
Конечно, для учеников, изучающих английский или другой иностранный язык в школе важно достижение приличного уровня владения языком, что при стандартном количестве часов бывает затруднительно. Выделение дополнительных учебных часов, безусловно, поможет в изучении языка, да и учителям не помешает лишняя нагрузка. Но вряд ли это можно назвать полноценным элективом. Целенаправленную подготовку к ЕГЭ тоже можно оформить как элективный курс.

Элективные курсы должны обучать специфике профессионального общения на изучаемом языке. Они могут быть построены и на двуязычной основе, где иностранный язык обеспечивает лишь языковую поддержку предметному курсу.

Интегративные курсы обеспечивают реализацию межпредметных связей, базируясь на повторении ранее изученного материала по нескольким школьным предметам, знакомстве с новым фактическим материалом, помогают овладению общими мыслительными операциями и учебно-исследовательскими стратегиями.

Структура курсов


Структура элективного курса должна сочетаться с его целями и содержанием и может быть:

  •         линейной. Материал излагается последовательно;
  •         концентрической. Предполагается цикличность изучения, возврат к ранее изученному материалу;
  •         матричной. Противоположность линейной. Каждый раздел связан со всеми остальными;
  •         сюжетной. Прослеживается сюжет вокруг одних и тех же персонажей;
  •         модульной. Блочная подача материала. Последовательность любая.


Какие задачи выполняют профильные курсы


Первое, о чем хочется сказать и что лежит на поверхности - расширение познавательных интересов старшеклассников. Часто школьнику просто интересно учиться, расширять свой кругозор, даже самоутверждаться за счет своих познаний. Элективные курсы предоставляют прекрасную возможность для этого, а также позволяют создать индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, учитывают сферу его интересов. Ведь выбор профильных курсов делается учеником самостоятельно.

За счет разработки и введения элективных курсов может происходить реальное углубление по предметам, которые интегрируются в курс, впрочем как и по иностранному языку, на котором ведется обучение и который в данном случае выступает не целью, а средством обучения. Задачу профессиональной ориентации старшеклассников в выбранной сфере деятельности следует признать основной. Для этого они и задумывались.
 
Логично вырисовывается следующая задача - мотивация профессионального интереса школьников к той или иной сфере человеческой деятельности, в которой они предположительно будут строить карьеру.

Однако не всё так радужно. Из своего опыта могу сказать, что часто бывает так. Если ученик успешен в одном направлении, он успешен и почти по всем другим предметам. Если же ученик ленив, он не будет интересоваться никаким направлением. Я хочу сказать, что сориентировать заинтересованного старшеклассника легко, мотивировать же апатичного ленивца - практически невозможно. Задача мотивации профессионального интереса сложнее, чем кажется.


Учебники для элективных курсов


Элективные курсы могут быть созданы непосредственно учителями какой-либо школы и допущены директором. Однако в виду трудоемкости такой задачи, учителя предпочитают пользоваться готовыми учебниками. В настоящее время таких учебников крайне мало. Рассмотрим некоторые пособия по английскому языку, их достоинства и недостатки.

    Самый первый учебник с элективным курсом для 10-11 классов - пособие Е. Н. Солововой "Гид-переводчик". Издательство "Астрель". В курсе ставится задача развития навыков экскурсовода и переводчика на материале истории России. Рассказывается о становлении системы религиозных верований, этапах строительства монастырей, особенностях зодчества и изобразительного искусства средневековой Руси, включен раздел по обучению основам риторики. Пособие  необыкновенно интересно, но также необыкновенно сложно не только для учеников, но и для учителей, требует глубоких фоновых знаний. Автор курса постепенно свернула обучение гидов-переводчиков в средней школе по причине такой сложности. Учебник прекрасно оформлен, содержит цветные иллюстрации, разнообразные задания. Но нужно быть героем и иметь много свободно времени, чтобы вести этот профильных курс. Курс рассчитан на 96 учебных часов.

    Издательство "Титул" выпустило ряд пособий для профильной школы. Наиболее интересный учебник - "Business English for School". Курс разделен на 14 модулей, каждый из которых рассчитан на 5 учебных часов. Темы как традиционные для делового английского (Телефонные переговоры, Интернет, Деловая переписка, Электронная почта, Реклама), так и достаточно новые (Скрытые правила, Работа в команде, Когда молчание не золото, Устройство на работу, Корпоративная культура и др.). Из плюсов можно назвать аутентичные аудиозаписи, которые прилагаются к учебнику, из минусов - скудность фактического материала, пособие больше рассчитано на овладение устными разговорными навыками.Всё-таки один из принципов построения элективных курсов - избыточность учебного материала.

    Другой характер носит учебник уважаемого издательства "Дрофа", содержащий такой перспективный курс как "Английский язык. Туризм". Огромное количество текстов и минимум упражнений к ним. Это, скорее, сборник текстов или пособие по чтению на темы Общие положения о туризме и путешествии, Маркетинг, Профессии, Информационные проблемы в сфере туризма, История туризма и др. Как учителю составлять программу к такому курсу совершенно непонятно. На сколько часов рассчитан курс? Какие навыки он тренирует? Исключительно навыки чтения? Представляется, что название этого сборника элективным курсом лишь дань моде.

    Пособие издательства "Учитель" для 10 класса посвящено такой узкой теме как Искусство Великобритании XVII-XX веков и рассчитано на 32 часа. Ученики могут познакомится с художественными галереями Лондона, прославленными архитектурными творениями, английским театром и музыкальными течениями. К сожалению, из упражнений на закрепление материала присутствуют только вопросы по тексту и викторины.

    Это же издательство выпустило пособие для 9 класса, посвященное теме Дети и молодежь в англоязычных странах, их проблемы, права и обязанности. Оно рассчитано на 34 часа и должно предшествовать изучению спецкурса для юристов в 10-11 классах. Темы пособия посвящены правам человека, тексты носят весьма актуальный для подростков характер (Если нечего делать?, Курение подростков в США,  Пиво - алкоголь или древний национальный напиток?, Проблемы ранней беременности, Свободное или строгое воспитание?, Бродяжничество среди детей и многие другие) и воспитательный оттенок. Разработано достаточное количество заданий различного типа с градацией по уровням.


Каким бы славным не был выпущенный элективный курс, многое, если не всё, зависит от личности учителя, от его желания и способности заниматься вне стандартных школьных учебников, от его подачи материала.