Topic outline

 
платформы обучения

 
1
  • Дистанционное образование в государственных и коммерческих организациях


    Пусть пока еще и не очень широко, но дистанционная форма обучения начала проникать пожалуй в самый консервативный слой образовательных учреждений — в среднюю школу. Иногда на различных школьных сайтах размещаются домашние задания для школьников. В одной московской школе под шефством кампании РУСАЛ созданы электронные образовательные ресурсы (на платформе СДО (система дистанционного образования) «Прометей») и разработаны тестовые задания, активно применяемые на уроках. Но всё-таки это очная школа, хотя и использующая интернет технологии. К тому же надо понимать, что на учителей этой передовой школы ложится дополнительная нагрузка, и особой заинтересованности при таком положении быть не может. Наверное, в этом и кроется причина слабого внедрения дистанционных форм обучения в среднюю школу — в отсутствии материальной заинтересованности учителей. Школы из других городов, например Новокузнецка, бодро рапортуют о внедрении дистанционной формы обучения. Но не стоит обольщаться. У школ отлично получается сдавать фальшивую отчетность — издержки системы.

    Если говорить о переходе на дистанционную форму образования, то можно назвать две такие школы. Это Центр Образования «Технологии обучения» и Телешколу. Первая работает с детьми с ограниченными возможностями, вторая — со всеми детьми в России и зарубежом.

    Детям-инвалидам в силу понятных причин трудно приезжать в школу каждый день. В московском Центре Образования «Технологи обучения» созданы интернет курсы по всем общеобразовательным предметам, неплохо оформленные, со звуковыми файлами, тестами и контрольными, ответы на которые отражаются непосредственно на сайте как отдельная веб страница или прикрепляются в виде файла, который учитель может скачать. Всё это позволяет делать модулярная платформа для дистанционного образования moodle. Этот сайт сделан на такой же платформе. Она бесплатна и у нее много интересных возможностей. Например, включенный по умолчанию модуль Hot Potatoes — тесты различных типов с самопроверкой. Перевод названия модуля - «Горячая картошка», это означает, что форма теста почти готова, осталось добавить содержание. Вообще эту интерактивную систему обычно используют в высшем образовании, часто подключая дополнительный модуль «Электронный деканат». Впрочем, и без него предусмотрено вполне достаточно видов отчетности.

    Надо понимать, что какая-бы ни была прогрессивная форма учёбы, изучать предметы дети будут в соответствии с государственной программой (так называемый ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт). Если говорить об обучении английскому языку, это морально и фактически устаревшие учебники О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой. Правда, есть и дополнительные курсы («История Англии», «Литературный перевод с английского»).

    Онлайн уроки проходят следующим образом. Учитель связывается со своей небольшой группой либо по Скайпу, либо в модуле Open Meeting (подключаемые модуль с окошком переписки внизу, видеосвязью, общим окном для просмотра учебного материала). Если компьютер на операционной платформе Macintosh, а именно такими снабжены все дети и учителя в этой школе, возможна связь по Ichat. У каждого участника свой набор прав на сайте, у школьников — он минимальный. Они имеют доступ к открытым заданиям, могут присылать ответ, напечатав его в специальное окошко после упражнения. Для детей с ограниченными возможностями очень удобно скопировать текст задания, а уже затем его видоизменять. Так можно сэкономить большую часть времени. Как уже было сказано, ответ может быть и в виде прикрепленного файла. Учитель ведет урок одновременно со всей группой или переключается с одного ученика на другого, если это необходимо.

    Удобство такой системы заключается еще и в том, что учебные материалы и формы ответов доступны школьникам в любое время, они сами могут выбирать, когда (возьмем случай, если ученик не смог выйти на урок) и откуда (например, ребенок может находиться где-либо на лечении или даже жить в другом городе) им заниматься, нужен только доступ к интернету. Никаких учебников!

    От учителей, конечно требуется большая степень ИКТ квалификации, а не та, которая имеется у учителей в обычных школах — провозглашенная, но фактически нулевая. Могу привести пример компьютерной дремучести учителей. Учителя-предметники, получившие новенькие корочки по ИКТ квалификации, не могли открыть обычный текстовой файл в современном формате odt, так использовали для этого левый, невесть когда установленный, Word 3! Открыть презентации детей часто становится непосильной задачей. Школьные учителя, подавляющую часть которых составляют люди пенсионного и предпенсионного возраста не хотят и не в состоянии осваивать новые технологии обучения, оставаясь в русле традиционного стиля преподавания (тетради, мел, доска, подзатыльники). Никакие виртуальные технологии в образовании, никакие библиотеки электронных ресурсов не помогут, пока учителя в них не заинтересованы. Поэтому, отдавая ребенка в школу, родителям надо обращать внимание не на блестящие компьютерные классы, а на учительский состав.

    Еще одна интересная школа с творческим коллективом — Телешкола. Её девиз: «Новому поколению — новое образование». «Теле» в древнегреческом означало «вдаль», «далеко». Эта школа дает основное и дополнительное образование жителям России, а также тем, кто живет зарубежом и хочет получить российский аттестат за среднюю школу. В ней также обучаются дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Есть и форма экстерната, что удобно детям, которые не могут соблюдать школьное расписание, например, детям-спортсменам.

    Естественно, что доля самостоятельной работы при дистанционной форме обучения увеличивается. Поэтому, если ребенок инфантилен и ленив, такая учёба не для него. Наиболее выигрывают при удаленном образовании старшеклассники.


    Наиболее широкое применение дистанционная форма обучения нашла в высшем образовании. Сегодня почти во всех вузах есть дистанционные отделения. Конечно, вузам помогло то, что в них всегда были заочные отделения. Что касается изучения иностранных языков, найти дистанционную форму высшего образования можно встретить не очень часто. Гораздо чаще — дополнительные удаленные курсы при вузах.

    В институте УНИК, например, существует дистанционное лингвистическое отделение. Применяются аудио/видео лекции, тексты, практические занятия на онлайн семинары и видеоконференциях, онлайн тестирование. Всё это обеспечивается на сайте института.

    Одними из главных преимуществ такой формы обучения — то, что вы можете стать студентом в любое время, то есть прием студентов ведется круглогодично, а также то, что можно получить московское образование, живя при этом в другом городе.

    В высшем образовании представлены самые разные платформы СДО. Это «Лотос», «Прометей», Moodle и др.


    Если своего рода стандартом платформы дистанционного обучения в вузах стала Moodle, то в корпоративном обучении прижилась система WebTutor. Это коммерческий продукт, с широкими возможностями подбора, обучения, оценки и тестирования работников. Имеется встроенный модуль CourseLab — редактор электронных учебных курсов, впрочем, в Moodle этот редактор тоже прекрасно работает. Существует и бесплатная базовая (с некоторыми ограничениями) версия WebTutor, доступная каждому, кто зарегистрируется на сайте разработчика. Полезная вещь для тренировки, если вы хотите найти работу в сфере бизнес образования.

    Коммерческий сектор быстро оценил все преимущества, предоставляемые СДО и продолжает активно их внедрять. Итреактивные системы тренингов персонала, синхронное и асинхронное обучение, проведение онлайн вебинаров — реалии современного успешного бизнеса.


    Надеюсь, у вас сложилось общее впечатление о положении дистанционного образования на сегодняшний день и вы прояснили для себя интересующие вас моменты.

Show only topic 1